КЛАССИЧЕСКИЙ АВАНГАРД, ПОСТМОДЕРНИЗМ
И СОВРЕМЕННЫЕ ВИТЕБСКИЕ ХУДОЖНИКИ.

      Художественное видение мира в начале XX века неожиданно получило свое дальнейшее развитие и новую эстетическую окраску в 1918-23 гг. в небольшом провинциальном городе Беларуси.
      Приезд Казимира Малевича в 1919 году в Витебск на преподавательскую работу в организованную Марком Шагалом Народную художественную школу изменил не только саму школу, систему преподавания, культурную жизнь города, но и повлиял на дальнейший художественный процесс в мире. В это время Витебск называли вторым Парижем, сегодня этот период с легкого пера Е. Ковтуна носит название "Витебский ренессанс", или просто "Витебская школа".
      К началу 20-х годов в России завершили свое становление два главных стилевых направления беспредметного искусства: конструктивизм Татлина и Родченко и супрематизм Малевича.
      К Витебскому периоду деятельности Малевича идеи супрематизма были завершены теоретически и концептуально. Им требовалась новая среда для дальнейшего развития. Этой средой стал Витебск, а базовой художественной основой - сознание провинциальных талантливых юношей и девушек, не тронутое столичными борениями в искусстве. Они восприняли супрематизм как неотъемлемую часть бытия и жизни. Организовавшись в УНОВИС, одаренная молодежь пошла за своим вождем и раздвинула рамки традиционного восприятия мира и представления о пространстве.
      В 1923 году Малевич вместе с УНОВИСом уезжает в Петроград и возглавляет Государственный институт художественной культуры. Лаборатория УНОВИСа становится основой для дальнейших новаторских поисков в изобразительном искусстве в ГИНХУКе. Там же проходит последняя выставка членов объединения.
      После отъезда Малевича и его учеников витебские власти закрывают созданный на базе Народной художественной школы Художественно-практический институт и преобразовывают его в художественный техникум. Художественный техникум сменяет художественное училище, потом на его базе создается художественно-графический факультет Витебского педагогического института. Позже в технологическом институте открывается художественный факультет промышленного искусства. С середины 20-х годов, когда культуру сосредотачивали в центре и не развивали в регионах, имеющих свои традиции и этническую окраску, художественная жизнь Витебска мало чем отличалась от жизни других провинциальных городов.
      Витебский авангард зародился в середине 60-х годов, с приездом в город Александра Соловьева. Его искусство, мировоззрение и личное обаяние позволили сплотить вокруг себя молодых художников и повлиять на культурную жизнь города.
      В 1987 году в Витебске организовалось творческое объединение "Квадрат" - духовный преемник УНОВИСа. В задачу его входила организованная оппозиция официальному искусству и утверждение эстетических принципов классического авангарда и постмодернизма в художественной жизни республики. В "Квадрат" вошли 10 художников разных стилевых направлений (от беспредметного искусства до фигуративной живописи) и разных видов искусства (декоративно-прикладное, скульптура, графика, живопись); А. Малей, А. Слепов, А. Досужев, В. Чукин, В. Шилко, Т. и Ю. Руденко (до 1990 г.), Н Дундин, В.. Михайловский (до 1990 г.), В. Счастный.
      Творческое объединение "Квадрат" стало средой для индивидуального творческого процесса, ориентированного на определенные эстетические ценности. Работа объединения строилась в форме акций и акций-выставок. Первой такой акцией была выставка "Эксперимент" (1988), посвященная 110-летию Казимира Малевича (Витебск), где кроме произведений художников была представлена и введена в экспозицию информация о Малевиче и УНОВИСе. На акцию были приглашены художники объединения "Плюралис" (Минск) и художники из Ленинграда. На их выставке в фойе кинотеатра "Спартак" был представлен перфоманс Игоря Кашкуревича (Минск) "Воскрешение Казимира". Затем последовали выставки-акции - "Природа и культура", "Цветы и живопись", "Человек и Вселенная". Проводились совместные выставки художников андеграунда Минска, Москвы, Ленинграда - выставка белорусского андеграунда, на которой была представлена коллекция А. Плесанова (Минск), выставка "Панорама" (Минск, Варшава), выставка, посвященная 110-летию К. Малевича (Минск), выставка с "Товариществом экспериментального искусства" (Ленинград) и другие.
      За семь лет своего существования "Квадрат" (до 16 марта 1994 г.) представлял витебскую культуру и искусство в Москве, Ленинграде, Берлине, Варшаве, Гданьске, Зеленой Гуре (Польша), Теруэле (Испания). Художники "Квадрата" выставлялись в Италии, Финляндии, Южной Корее, Канаде, США, Израиле, Австралии. Их произведения находятся в музеях современного искусства Зеленой Гуры (Польша), Нарве (Эстония), Сеуле (Ю. Корея), Национальном художественном музее и Витебском художественном музее (Республика Беларусь), а также в коллекциях более 10 стран мира. Последняя акция творческого объединения "Квадрат" - проведение 1 Международного пленэра "Малевич. УНОВИС. Современность", который проходил под эгидой международной общественной организации Фонда Сороса.
      Концептуально первый пленэр проводился на основе творчества витебских художников, так как сам пленэр был посвящен Витебскому периоду творчества Казимира Малевича и УНОВИСа. Витебские авангардисты старшего и среднего поколения хотели воссоединить прерванную связь между художественной историей города 10-20-х годов и современностью, восстановить историческую справедливость и обогатить культуру Беларуси.
      В пленэре, который проходил с 20 августа по 15 сентября, приняли участие витебские художники А.. Бобров, А. Лосужев, Г.Васильева, В. Васильев, И. Казак, А. Малей, П. Кирилин, Н. Дундин, В. Счастный, А. Соловьев, В. Шилко, А. Слепов, В. Чукин, а также московские художники Л. Степанов и А. Айги. Первая часть пленэра проходила на турбазе "Липки" возле Витебска (15 дней), вторая - в Витебске (8 дней). Итоговая выставка была открыта в Краеведческом музее Витебска с 1 5 сентября по 10 октября. На ее открытии присутствовали гости из Государственного Русского музея (С.-Петербург), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Фонда Малевича (Москва), Национального художественного музея (Минск), представители Витебского отделения Белорусского Фонда Сороса, критики и искусствоведы журналов "Мастацтва" (Минск), "Декоративное искусство" (Москва), независимого издания "Супремус" (Москва), а также представители зарубежной и отечественной прессы.
      Пленэр "Малевич. УНОВИС. Современность" - пленэр концептуального искусства, но творческой мастерской для художников стала сама природа и окружающая среда. Московский художник Лев Степанов показал перфоманс "Красный насос", используя местную среду: красную водонапорную башню, стоящую среди леса как символ вторжения человека в природу. Трансформаторную будку художник сделал частью инсталляции, трансформировав ее в ТрансФорму и организовав ее внутреннее пространство. Василий Васильев использовал остатки быта и деятельности человека, заставив их стать произведениями искусства. Александр Бобров и Валерий Чукин сделали ставку на эмоциональное восприятие натуры.
      Но дело не в том, кто как работал и какие приемы и способы использовал для того, чтобы пленэр и "концептуальное искусство" обрели единство. Работы, вошедшие в каталог, выполнены за очень короткий срок. Возможно, в них нет "основательности" высказывания, которая обычно достигается в мастерской художника, но есть легкость и свежесть, есть эмоциональное восприятие иного пространства и иной окружающей среды. Без сомнения, здесь есть предмет для анализа творчества художника и тех явлений, которые характеризуют состояние постмодернистской культуры в регионах и столице республики. Инсталляция, беспредметная живопись, геометрическая абстракция, перфоманс, фигуративная живопись, цветовой экспрессионизм, супрематические композиции, - весь этот спектр стилей и направлений имеет место на выставке.
      В нем отражены рациональное и иррациональное Гадины Васильевой, поверхность и организация пространства Льва Степанова, музыкально-цветовая образность Алексея Айги, психологический конфигуративизм Петра Кирилина, концентрация интуитивного чувства Валерия Чукина, плоскость - рельеф - объем - знак - пространство - мера Василия Васильева, движение цвета Александра Боброва, философская метафора Николая Дундина, пластические структуры Александра Слепова, космическая напряженность Ивана Казака, знаковый конструктивизм Валерия Счастного, цветовая гармония Виктора Шилко, ПЛИПы (поверхность, линия, пятно) Александра Досужева. Все они создают временной, пластический и образный срез уходящего XX века с его проблемами в искусстве, обществе и в человеке. Витебские художники старшего и среднего поколения являются частью этого процесса, прерванного в 20-е годы.
      Разумеется, пленэрная выставка не представляет полный перечень имен художников постмодернистской культуры города. С середины 80-х годов выросло новое поколение художников, которым уже не нужно "реабилитировать" концептуальное искусство или заполнять вакуум прошедшего времени. Впереди снова надежда - надежда на поиск новых форм, дерзаний и свободы творчества.

Александр Малей

ВОЗВРАТ