Суббота, 25 Марта 2017
 
 
 
 
 
 
Историческая справка

Схема витебских замков Витебск возник на большой судоходной реке Западной Двине, в том месте, где в нее впадает река Витьба в 974 году. Место, где начал формироваться город, было удобным: наличие судоходной реки - торгового пути; дерева и камней - строительного материала; возвышенного места, окруженного реками, - отличного защитного рельефа.

Археологические исследования, проводимые на территории древнего города в 60-70 годы белорусскими археологами, дают материал для выяснения исторической топографии Витебска. Г.В.Штыхов считает, что Витебск сформировался на возвышенности и в долине реки Витьба из отдельных поселений кривичей на рубеже IX-X века. Первоосновой города было древнее городище, которое размещалось на левом берегу Витьбы на высоком взгорке - Замковая гора. Вокруг городища в третьей четверти первого тысячелетия возникли поселения - одно у подножия Замковой горы, другое - несколько дальше, на берегу Западной Двины, у Ручья (Замковый или Пилатов), - рукава Витьбы. Поселения существовали и на мысу при впадении Витьбы в Западную Двину. В IX - начале X века городище на Замковой горе являлось укрепленным центром Витебска. В XII веке оно уже занимало всю территорию Замковой горы. С конца X века была заселена и территория около Замковой горы, между рекой Витьбой и Ручьем. В это же время начала заселяться и северная территория за Витьбой.

Чертеж Витебска 1664 года Витебск формировался по принципам древнерусского градостроительства. Центром его планировочной структуры являлся укрепленный замок, размещавшийся на высокой горе на слиянии рек. К нему прилегал окружающий город (посад), который занимал территорию около Замковой горы, вдоль Ручья. Замок имел деревянные защитные стены, с западной стороны его прикрывала Западная Двина, а с северной - Витьба. Окружающий город занимал вытянутую с запада на восток территорию в три раза большую, чем замок. С северной стороны его застройка подходила к замку, с южной и восточной сторон была окружена Ручьем с притоком - ручей Дунай, а с западной - Западной Двиной. В городе первоначально находилась торговая площадь. Можно сказать, что в XIII - XIV веках витебский посад имел развитую планировку и застройку, о чем свидетельствуют археологические находки на этой территории. В восточной части города (современная площадь Свободы) был выявлен культурный слой толщиной 4 - 5 метров. Тут были найдены деревянных построек, глинянные тигли для плавки металла, каменные формы для отливки и другие вещи, говорящие о высоком уровне быта и культуры. В 1969 году тут найдена берестяная грамота конца XIII века. В западной части посада сохранились до нашего времени остатки уникального памятника архитектуры XII века - Благовещенской церкви.

Во второй половине XIII - начале XIV веков Витебск уже был крупным торговым центром. Он находился на перекрестке Волховско-Днепровского и Западнодвинского водных торговых путей, что способствовало экономическому и градостротельному развитию. На месте посада образовался Нижний замок. Вместе с Верхним Нижний замок образовывали единую систему защитных укреплений и город стал развиваться в северном направлении.

Развитие Витебска в конце XVIII века связано с объединением Беларуси с Россией. В это время город делился на три части: Взгорскую, Заручейскую и Задвинскую, как это и складывалось исторически. По плану 1839 года во Взгорской части насчитывалось 16 улиц и 1206 строений, в Заручейской - 22 улицы и 961 строение, в Задвинской - 20 улиц и 1127 строений.

В конце XIX - начале XX века Витебск развивался относительно быстро. Бурное развитие промышленности и строительство железной дороги способствовало росту населения, увеличению городской территории. В это время Витебск становится не только торговым, но и промышленным, административно-финансовым и культурным центром. В 1866 году начало действовать железнодорожное направление Рига-Орел, прошедшая через Витебск. Позже "железка" связала Витебск с Москвой, Петербургом, Киевом - крупными промышленными центрами.

Выдающимся событием в истории города было строительство в 1898 году трамвайной линии. Это был первый в Беларуси трамвай на электрической тяге и один из первых в России.

В результате бурной истории старая часть нашего города, которая сохранила планировку XVII-XIX веков и застройку XVIII-начала XX века - невелика, и ограничивается улицами Ленина, Толстого, Якуба Коласа, ее пересекают: улицы Политехническая, Суворова, Крылова, Маяковского. Историко-архитектурная зона в старом городе занимала центральное положение, здесь находились главные жилые, общественные и религиозные строения. Если посмотреть "Чертеж места Витебска 1664 года", то можно увидеть, что направления современных улиц Ленина, Суворова, Толстого существовали в то время как главные дороги Взгорского замка. В XIX веке с осуществлением регулярного плана города они были упорядочены.