Суббота, 25 Марта 2017
 
 
 
 
 
 
Витебск в XIX веке

В условиях феодально-крепостнической России Витебску потребовалось свыше 50 лет, чтобы залечить раны, нанесенные непродолжительной оккупацией французскими войсками в 1812 году. Экономическая жизнь пришла в упадок. В 1825 году в городе насчитывалось 16920 жителей. В нем было 10 мелких предприятий, 6 учебных заведений, но зато 24 церкви,150 питейных домов, 8 трактиров и 135 лавок.

После крестьянской реформы 1861 года Белоруссия, в том числе и Витебск, быстро втягивается в процесс капиталистического развития России. Постройка железных дорог Рига - Орел (1866),а позже Смоленск - Москва, Киев - Петербург способствует расширению экономических связей Витебска с крупными промышленными центрами России и Прибалтики, благоприятствует подвижности населения и вовлечению хозяйства губернии в рыночные отношения. Ускоряется рост промышленности и торговли, усиливается миграция сельского населения и вовлечению хозяйства губернии в рыночные отношения. Ускоряется рост промышленности и торговли, усиливается миграция сельского населения в города.

Витебские купцы ведут оживленную торговлю с крупными городами России. Лес, лен, шерсть, сало и многие другие материалы и продукты идут на вывоз, а ввозятся в Витебск ткани, галантерея, меха, металлические изделия и т.д.

В 1877 году в Витебске строятся чугунолитейные мастерские, в следующем - табачная, в 1892 году - очковая, в 1898 году - картонная фабрика. Почти одновременно открываются щетинная фабрика, пивзавод и другие предприятия. Увеличилась и численность населения. По данным переписи 1897 года, в Витебске было 66143 жителя, т.е. в два раза больше, чем в 1861 году. К этому времени в городе было около 2800 домов, 1715 торгово-промышленных учреждений с 5 тысячами ремесленников, 2 типографии, 2 больницы на 145 коек. На мелких предприятиях трудилось не более полутора тысяч рабочих.

С усилием процесса концентрации производства росли монополистические объединения капиталистов, усилилась финансовая олигархия. В конце XIX века в экономику Витебска начинают проникать иностранные капиталисты, нашедшие здесь наиболее выгодную точку приложения капитала. Создаются бельгийские акционерные общества водопроводов и "Витебский трамвай" с основным капиталом от 550 до 1200 тысяч рублей. Бельгийские капиталисты учли богатую возможность наживы в городе с быстрорастущим населением. Они договорились с городской управой о концессиях на проводку и содержание водопровода в центре города (1894), на постройку и содержание электрического трамвая и ввели его в эксплуатацию в 1898 году. Это был один из первых в России и первый в Белоруссии трамвай на электрической тяге.

В 1900 году в слободе Марковщина бельгийские предприниматели построили первую в губернии льнопрядильную фабрику "Двина", ставшую вскоре центром революционного движения в Витебске.

В последующие годы число предприятий в Витебске резко возрастает; вступают в строй чулочная мастерская, дрожжевой, игольный, кожевенный заводы и макаронная фабрика. Однако большинство предприятий были мелкими, полукустарными. Так, в 1904 году в городе насчитывалось 65 мелких фабрик и заводов. Самыми крупными капиталистическими предприятиями (более 100 рабочих) были фабрики "Двина" (453 рабочих), очковая, табачная и картонная, завод по обработке металла (345 рабочих) и другие.

+++